воскресенье, 19 февраля 2023 г.

ПАНАЙОТИС ГУВЕРИС. МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ PAS: ГЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ГРЕЦИИ

 

Центр социального обеспечения Центральной Македонии, Греция

panagiotisgkouveris@gmail.com

Источник https://www.anthrojournal-urbanities.com/wp-content/uploads/2022/01/Vol.12-Suppl.-5-Jan.2022.pdf#page=58

Опубликовано в январе 2022 г.


 

В этом этнографическом исследовании я обсуждаю, как разведенные родители заботятся о здоровье своих детей во время  высококонфликтных разводов. В заключение я описываю явление психологического  насилия  над детьми со стороны  родителей, которые пренебрегают реальными потребностями своего ребенка, чтобы приобрести или сохранить свою власть над ним. В то же время я описываю неспособность греческих судов использовать  модель совместной опеки, которая устранила бы гендерное/семейное неравенство.

 

Введение

 

В этой статье я сосредоточусь на том влиянии, которое высококонфликтный развод может оказать на решения, которые родители принимают в отношении здоровья своих детей. Я буду обсуждать греческое семейное право, где юридически доминирует модель единоличной материнской опеки (Paravantis 2014). Эти судебные процессы создают конфликтные ситуации и неравенство, которые не обязательно отвечают интересам ребенка. За последнее десятилетие греческое правосудие неоднократно имело дело с гражданскими тяжбами о родительском конфликте по поводу решений о  здоровье детей: вакцинация, выбор педиатра и согласие на операцию являются одними из причин родительского конфликта. Я попытаюсь подойти к описанному выше явлению как к особому варианту синдрома родительского отчуждения (PAS).

В 1991 году Гарднер попытался описать новый психиатрический синдром у детей, переживающих развод родителей, которые демострируют внезапное и необъяснимое эмоциональное отвержение одного из родителей (обычно отца: «мой папа — самый худший, моя мама — самая лучшая»). Ребенок классифицирует родителя-жертву как своего «врага» и проявляет непреодолимую агрессию/ненависть, которая косвенно или прямо вознаграждается/подкрепляется родителем-агрессором. В тяжелых случаях синдрома жертва-родитель полностью теряет общение/контакт со своими детьми и не имеет никаких сведений  об их здоровье, образовании и воспитании.

Другой родитель прибегает к ложным обвинениям в жестоком обращении (сексуальном, физическом или эмоциональном) и позиционирует себя как защитника ребенка, подвергшегося насилию. В более легких случаях синдрома родитель-агрессор выражает дискомфорт по поводу участия другого родителя в повседневной жизни ребенка: он терпит присутствие другого родителя в школе или внеклассных мероприятиях, но не допускает свободного общения родителя с детьми (настаивает на судебном решении) или совместных родительских действиях, такие как дни рождения (Gardner 1991, Bernet et al. 2010, Warshak 2001).

Диагностические усилия Гарднера подверглись резкой критике со стороны научного сообщества и феминистских организаций (Bruch, 2001, Faller, 1998, Peris and Emery, 2005, Zirogiannis, 2001). Однако в 2019 году Всемирная организация здравоохранения включила термин «отчуждение родителей» как  индекс в МКБ-11 (Международная классификация болезней).

Также в качестве нового автономного диагноза был включено «Нарушение отношений между несовершеннолетним и его опекуном» (код МКБ-11: QE 52.0).

С 2009 года Греция переживает беспрецедентный финансовый кризис. Влияние Международного валютного фонда вынудило страну резко сократить государственные социальные расходы (Efthimiou et al.,2013). В этот период наблюдается взрывной рост разводов. В 2008 году количество разводов, разрешенных судами страны, составило 13 163, а в 2017 году — 19 190 (увеличение на 46%) (Греческая статистическая служба).

В 2005 году впервые организовано отцовское движение под названием SY.GA.PA. (Ассоциация Отцовского Достоинства). За пять лет колчиество членов этого движення выросло до 3000. В основном это разведенные отцы, которые требуют установления совместной опеки (равное/совместное родительство) либо путем политического давления, либо путем публичного протеста. В то же время они добивались создания семейных судов и привлечения социальных служб к судебному процессу. В сентябре 2016 года вновь избранная левая партия (SY.RI.ZA) создала законодательный комитет для оценки законодательного предложения о совместном воспитании детей. Однако череда предвыборных баталий и острые политические дебаты не позволили завершить работу комиссии. В 2019 году новоизбранная правая партия (Новая демократия) объявила о воссоздании комитета по тому же вопросу. До сих пор не было никакого прогресса: «Когда услышишь о большом урожае вишень, готовь маленькую корзину» (греческая пословица). Ничего не случится. Они снова обманут нас. Их волнует только наш голос…» (Яннис, 32 года, член SY.GA.PA.). В контексте совместного наблюдения я следил за членами SY.GA.PA на их встречах в течение двух лет (2014–2014 гг.). Мое участие в этой области привело меня к обнаружению взаимосвязи между неравенстовом в воспитании детей разведенными родителями и медицинским насилием над детьми, о чем я кратко расскажу.

 

Закон о здоровье

 

Согласно Гражданскому кодексу Греции опека над несовершеннолетним ребенком относится к повседневным вопросам, таким как воспитание, образование и определение места жительства ребенка (статья 1518). Родитель-опекун может изменить школу своего ребенка без согласия другого родителя. Однако есть опасения по поводу решений, касающихся здоровья: может ли родитель принять решение о здоровье без согласия другого родителя ребенка?

Верховный суд Греции постановил в решении 1321/1992, что: «Мать имеет право самостоятельно решать только текущие и повседневные вопросы, а не вопросы, важные для жизни ребенка (такие как имя, выбор религии, серьезные операции)». Согласно законодательству, серьезные проблемы со здоровьем требуют согласия обоих родителей. Однако восприятие каждым родителем серьезности медицинского вмешательства различно.

Димитрису 32 года, он работает учителем в средней школе. Он и его жена развелись, когда их сыну было два года. Ребенок сейчас подросток, но спор его родителей не прекратился: Результаты исследования основаны на глубинных интервью с 29 информантами, проведенных методом «снежного кома» (разведенные родители, дети, специалисты в области психического здоровья и юристы). Исследования проводились в течение 2013-2014 гг.

 «Она поставила нашему ребенку брекеты, ничего мне не сказав! Я видел его на днях, и он боялся улыбаться. Он не хотел, чтобы я видел его зубы. Она учит ребенка мне ничего не говорить. Ты можешь в это поверить? Она должна была спросить меня! Это серьезная проблема со здоровьем. Ей нужны только мои деньги. Когда я был ребенком, ни у кого не было брекетов на зубах».

В исключительных случаях греческие суды признавали, что единоличная  материнская опека не отвечает интересам ребенка, и выносили решения о совместной ответственности родителей за здоровье детей. Решением Верховного суда № 1079 удовлетворено ходатайство отца о совместной опеке по состоянию здоровья ребенка.

Вышеупомянутое решение было вызвано небрежностью матери, так как она не позаботилась о педиатрическом осмотре ребенка, у которого были повышенные медицинские потребности. В частности, суд постановил, что мать не сопровождала ребенка на заранее оговоренные медицинские/фельдшерские приемы, тем самым нарушив право ребенка на здоровье. Кроме того, суд удовлетворил ходатайство отца о том, чтобы он сам сопровождал своего ребенка на прием к врачу. Действительно интересным является решение суда первой инстанции города Комотини (2012 г.), который предоставил матери единоличную опеку над несовершеннолетним, но добавил следующее условие: «Мать обязана информировать отца о любом посещении несовершеннолетним ребенком  врача».

Апелляционный суд Афин (4948/2015) доверил матери опеку над несовершеннолетними детьми, однако также доверил отцу часть опеки, связанную с образованием и медицинским обслуживанием. Решение гласит: «... мать не должна  осуществлять единоличную опеку. Отец должен покрывать непосредственно расходы, связанные с медицинской и образовательной деятельностью детей по мере необходимости (расходы на частную школу, изучение языка и договор частного страхования).

Этот план устраняет атмосферу напряженности между двумя родителями, в конечном итоге поддержит интересы детей. В остальном опеку над несовершеннолетними детьми следует возложить на их мать».

Недавнее решение Афинского суда первой инстанции (2019) касалось необычной проблемы со здоровьем: Мать, как сторонница антипрививочного движения, отказалась от какой-либо вакцинации своего ребенка. Отец был в отчаянии. В конце концов суд постановил, что матери следует передать единоличную опеку, но отметил, что: «В вопросах охраны здоровья ребенка (включая вакцинацию) требуется совместное решение родителей, принимая во внимание отказ матери дать согласие на вакцинацию. ребенка».

Период финансового кризиса сопровождался возникновением медицинских тяжб по родительским спорам. Восприятие «важности единоличной материнской опеки», кажется, подвергается сомнению со стороны здравого смысла.

 

Развод в эпоху кризиса

 

Греческий семейный закон де-факто определяет мать как триумфатора, а отца как абсолютного проигравшего. С одной стороны, почти каждая разведенная мать может «ухватиться» за единоличную опеку над своим ребенком. Как следствие, она может распоряжаться и получать в полном объеме родительскую финансовую поддержку (алименты на содержание ребенка), получать государственные льготы (например, более низкие налоги), сохранить семейный дом. Наконец, она может подать в суд на отца за похищение родителем ребенка (уголовное преступление). С другой стороны, почти каждый разведенный отец теряет опеку над своим ребенком. Он должен принять только строгий план посещений (обычно два выходных дня в месяц и один вечер раз в две недели). Он обязан платить алименты и лишается всех семейных государственных пособий (например, отпуска по уходу за ребенком или освобождения от налогов). Он должен покинуть свой прежний дом и свою семью, и он может подать в суд на мать только за отказ в посещении по решению суда (мисдиминор, менее уголовное деяние).

Вышеупомянутое состояние ухудшается в эпоху настоящего финансового кризиса. Стелиос, бывший машинист бульдозера заявил: «Когда я потерял работу, я почувствовал облегчение. Я полагал, что отсутствие работы означает отсутствие алиментов. В конце концов, я не был ответственен за безработицу. Угадайте! Она неоднократно подавала на меня в суд за задержку выплаты алиментов. Как я мог заплатить? У меня не было денег в кармане! Я все объяснил судье. Пустая трата времени. Прокурор вел себя так, как будто я преступник. Он настаивал на том, что я виноват в безработице, и что я потерял работу специально, чтобы избежать алиментных выплат. Я не несу ответственности за греческий кризис! Это безумие! Я провел три месяца в тюрьме и еще пять на общественных работах. Я не торговец наркотиками; Я всего лишь отец! Когда я был в тюрьме, моя дочь не знала об этом. В тюрьме была специальная комната для посещений для детско-родительского общения, но я был в полном одиночестве. В тюрьме я сделал для дочери несколько деревянных игрушек. Только это».'

До 2015 года за подачу судебного иска о проступке взималась государственная пошлина в размере 10 евро. Однако по запросу правительства в августе 2015 года Верховный административный суд Греции узаконил огромное увеличение на 1000%, с 10 до 100 евро. В результате каждый безработный или низкооплачиваемый отец лишился доступа к системе правосудия. Яннис, 28 лет, ночной сторож, сказал: «Вначале все было иначе. Она (мать) испугалась. Если она не разрешала мне общаться в среду с дочерью, я подавал на нее в суд. Да, у нас было много испытаний, но я мог увидеть своего ребенка. Теперь все по-другому. Мне платят 580 евро каждый месяц. Но я не могу давать 100 евро каждую среду. Теперь она не боится. Она знает, что я больше не могу судиться с ней. У нее неограниченная власть. Я ничего не могу сделать, чтобы защитить свои права и права моей дочери. Вчера был день рождения моей дочери. Я верил, что могу видеть ее; ведь это была среда! (день посещения). Я не мог даже поздравить ее по телефону. Нет ответа! Я был готов судиться. Но я предпочел бы потратить немного денег на подарок ко дню рождения дочери, чем на судебный процесс. Отправляю подарок по почте. Я не знаю, отдаст ли она его нашей дочери».

После развода каждый отец переживает «сжатие жизни». Ему приходится жить на меньшее количество денег, в меньшем пространстве (доме) и меньше времени получать на общение с ребенком. В некотором смысле, он должен принять свою новую, «меньшую жизнь». По словам Панайотиса, 34-летнего учителя, «Моя дочь никогда не спрашивала меня, почему наш дом такой маленький. Ведь она так привыкла. У мамы дом большой,  а у папы нет. Только комната, кровать и стол. Я покрасил одну сторону стены в розовый цвет, чтобы комната выглядела немного по-девчачьи. Когда моя дочь уезжает, я не сплю в постели. Это ее кровать с подушкой и простынями. Я предпочитаю спать на полу. Сейчас ей семь лет. Когда она войдет в подростковый возраст, что я буду делать? Мы не можем спать  с ней в одной комнате».

«Стремление  судебной системы к финансовому истощению отца противоречит интересам ребенка. Несовершеннолетнему приходится жить в один и тот же период в двух разных экономических средах. Как следствие, он/она переживает уникальный вариант болезненной «классовой борьбы». Достаточность пространства, времени и вещей  в окружении матери противопоставляется меньшему/бедному/краткому отцовскому присутствию. Эта корреляция между нищетой  и изобилием создает предвзятое представление в когнитивном и эмоциональном развитии детей»— добавил Панайотис.

«Я пытался объяснить дочери, что это не моя вина (отсутствие денег/опеки). Она без колебаний ответила: «Папа, я тоже не виновата, что ты не женщина».

 

(Фиктивная) Болезнь ребенка как оружие родителя

 

В Греции нет семейных судов. Ответственность за родительские споры возлагается на общие уголовные и гражданские суды. Один родитель может подать в суд на другого за нарушение судебного решения  о контакте с ребенком или о похищении детей. Нередко ребенок приходит вместе со своим арестованным родителем в полицейский участок, потому что он поздно вернулся к другому родителю. По данным Департамента полиции Афин (документ 1016/2014), в ноябре 2014 года полиция рассмотрела 193 случая нарушения установленных судом планов воспитания детей.

Во время моего исследования наиболее частым заявлением отцов в отношении прекращения контактов между отцом и ребенком была внезапная болезнь, якобы сфабрикованная матерью ребенка. Михалис, 50-летний военный, сказал: «Они (матери) говорят вам, что ребенок болен. Она не разрешает ему даже разговаривать со мной по телефону. Когда они идут в суд, они получают медицинскую справку от дружелюбного педиатра, и их оправдывают. Сначала я подал много исков, все напрасно. Мой сын болел каждую вторую пятницу, как раз перед моим посещением. Является ли это возможным?»'

Сотирис — 54-летний учитель информатики. Он и его жена расстались, когда их сыну было восемь лет, а дочери три. Его жена обвинила его в сексуальном насилии над их дочерью. Через семь лет его оправдали. Мать была осуждена за ложное обвинение.

Он сообщил: «Все делалось медленно. Сначала она (мать) утверждала, что наша дочь заболела именно  у меня дома. Она говорила мне, что я не одеваю ее тепло, что я ее плохо кормлю, что у меня дома грязно. Потом я пошел забирать детей, а она отдала мне только нашего сына. Она сказала, что наша дочь больна. Она все время болела. Однажды на Пасху 2012 года у моей дочери была инфекция мочевыводящих путей. Я намазал ей гениталии мазью. Ей было четыре года и она не могла сделать это сама. Потом ее мать заявила, что я изнасиловал нашу дочь. Я был шокирован. Если я увижу свою дочь на улице, я ее не узнаю. Я не видел ее больше десяти лет. Меня оправдали, и что? Моя дочь до сих пор считает, что я ее насильник. Мать убедила ее».

В приведенном выше примере пропаганда вымышленных заболеваний матерью является прелюдией к ложным обвинениям отца в сексуальном насилии. Ребенок сам не может понять, когда и как он болеет или подвергается насилию. Ребенок  подчиняется указаниям/желаниям сильнейшего  родителя (матери). Скрытое  сообщение, которое получает ребенок от этого, звучит

так: «Когда я болею, мама счастлива». Болезнь дочери (настоящая или вымышленная) радует мать, так как она может использовать ее против отца в зале суда. В этом случае здоровье ребенка становится судебным оружием, которое приносит счастье и удовлетворение родителю-опекуну.

Лазарус — 44-летний бизнесмен. Он выиграл единоличную опеку над своим девятилетним сыном, страдающим аутизмом. Он не допускает общения матери и сына, ссылаясь на состояние здоровья. Он сказал: «Ребенок ежедневно получает психиатрические препараты, кучу таблеток. Успокоить его было непросто. Он был жесток и расстроен. Теперь он в порядке. У него свои привычки, свой распорядок. Это аутизм. Когда он навещает свою маму, он расстраивается. На прошлое Рождество он неделю жил в доме своей мамы. Она не давала ему никаких лекарств. К сожалению, она не может признать, что у нашего сына аутизм. Малыш в опасности в доме своей матери».

В случае с ребенком Лазаруса имеется  настоящее детское психическое расстройство. Лазарус использует аутизм как инструмент отчуждения родителя. Во всех вышеперечисленных случаях я обнаружил, что удовлетворение потребностей здоровья ребенка не является главной задачей. Доминирующий родитель заботится  о здоровье  ребенка в соответствии со своими эмоциональными потребностями.

 

Двойная   медицинская жизнь

 

Отсутствие общения между родителями формирует у ребенка двойную медицинскую жизнь. То есть медицинское руководство одного родителя может противоречить культуре здоровья другого. Димитрис, 33-летний судебный пристав, сказал: «Хотите верьте, хотите нет, но мы не используем одно и то же имя для нашей дочери. Я зову ее Эйрини, а мать зовет ее Софией. Мы не пришли к соглашению. Она выбрала педиатра, который поддерживает гомеопатию. Она считала вакцинацию ненужной. Я пошел к классическому педиатру. Я полностью вакцинировал ребенка, не ставя ее в известность. Даже если бы у меня не было опеки. Она подала на меня в суд. Она хотела осудить меня за то, что я вакцинировал своего ребенка! Я не преступник. Я отец!»

Похоже, битва за опеку превращается в медицинскую войну и заканчивается уголовным судом. Любое медицинское вмешательство/бездействие в организме ребенка оборачивается родительским поражением/победой.

Димитрис тайно вакцинировал своего ребенка, предполагая, что он медицинский Робин Гуд. С другой стороны, его бывшая жена считает его преступником.

Стелле 27 лет. Ее родители развелись, когда ей было шесть лет. Она пережила долгую родительскую битву. Она сказала:  «Мы были в гостях у папы. Если я или мои братья и сестры болели, мама давала нам пакет с лекарствами. Однако папа ей не доверял. Он думал, что она отравила бутылку с лекарством, чтобы обвинить его. Когда мы вернулись к маминому дому, она отмеряла жидкость в бутылочках. Абсолютная паранойя. Мои родители вообще не разговаривали друг с другом. Сначала я волновалась. Потом я к этому привыкла. Когда мне было девять, мне сделали операцию на животе. Мама ничего не сказала моему отцу. Я была в гневе. Я думала: почему мой папа не пришел в больницу? Мама говорит, что сообщила ему. Вероятно, она лжет. Они до сих пор не разговаривают друг с другом».

Эта двойная медицинская жизнь может быть классифицирована как форма жестокого обращения с детьми. Ребенок может быть лишен надлежащих лекарств и родительской поддержки, а его / ее состояние здоровья в конечном итоге становится  постоянной причиной эмоционального стресса.

 

Выводы

 

Финансовые выгоды от брака замечательны: совместное потребление, большая защита от рецессии, безработицы или других болезненных жизненных событий (например, проблем со здоровьем) и более высокая кредитоспособность (Шор, 2010 г., Стивенсон и Вольферс, 2007 г., Хесс, 2004 г.). Согласно господствующему мнению, после развода матерям приходится преодолевать серьезные финансовые трудности, а отцы становятся богаче (Курц, 2013, Хилтон

и Андерсон, 2009, Спивак, 2020). Однако настоящее исследование предполагает, что во время долгосрочной рецессии происходит прямо противоположное (парадигма греческого кризиса). Каждому отцу приходится справляться с потерей дома, работы и символической потерей ребенка. Греческие суды предпочитают интерпретировать безработицу отца как мошеннический личный выбор, а не как навязанное социальное условие.

«Когда мы развелись, она схватила нашего сына и уехала за 800 км; На другой конец Греции! Я не мог находиться вдали от своего ребенка. Я поехал туда; Снимаю однокомнатную квартиру в этом же районе. Однако я знал, что не найду работу. Я безработный уже два года, но не жалею об этом. Пришлось выбирать: ребенок или работа. Я решил остаться рядом  со своим ребенком. Я могу оказаться в тюрьме. (Он не платит алименты), но я до сих пор не жалею об этом. Я знаю, что ей тоже тяжело. Но когда ребенок остается с вами, вы можете поделиться своей едой; Вы можете разделить свою комнату. Ребенок по-прежнему растет день ото дня, с деньгами или без них. я могу найти еду; Я не могу найти ни денег, ни работы». (Никос, 42 года)

Во времена рецессии доступ к правосудию становится неравным. Слабый разведенный родитель (мать или отец) не может быть услышан. Однако это не обязательно означает поиск внесудебного  компромисса по поводу общения с ребенком. Доминирующий родитель/победитель может принять решение о здоровье своего ребенка без согласия другого родителя. Здоровье ребенка становится новым капиталом в нарциссической родительской сделке.

SY.GA.PA. выявляет иррациональность в применяемом греческом семейном праве. Родитель-опекун может отстранить родителя, не являющегося опекуном, от совместного решения вопрос с образованием, повседневной жизни и управление здоровьем своего ребенка. Выбор в отношении здоровья часто игнорирует наилучшие интересы ребенка.

Мы сталкиваемся с новым видом медицинского насилия над детьми. Это явление гораздо более заметно в нынешний период финансового кризиса в Греции, когда резко сократились пособия на здравоохранение и социальную защиту. У греческих судей нет медицинских и социальных экспертов, что приводит к неверным решениям. В то же время отсутствие семейных судов подталкивает родительские споры к уголовной ответственности и длительным разбирательствам. Когда судебный спор окончен, ребенок уже стал отчужденным взрослым.

Модель совместного родительского воспитания  (особенно в вопросах управления здравоохранением) может быть противоядием от этой медицинской разновидности синдрома родительского отчуждения. Например:

 

Согласие родителей при выборе педиатра и стоматолога.

Бесплатный доступ к медицинской информации (данным) ребенка для каждого родителя.

Оба родителя будут сопровождать своего ребенка на прием к врачу.

Родители свяжутся друг с другом в экстренных случаях.

Соглашение родителей о том, кто будет обеспечивать их детей медицинской страховкой. Доплаты за дополнительные медицинские расходы (например, брекеты).

Родители должны держать друг друга в курсе всей важной медицинской информации, касающейся своего ребенка (встречи, инциденты, прошлые состояния).

Дома обоих родителей должны быть снабжены одинаковыми лекарствами, оборудованием, продуктами питания и другими принадлежностями, которые понадобятся их ребенку, когда он будет жить с одним из них.

Родители сохраняют информацию о здоровье ребенка, контактную информацию врача и другую контактную информацию в обоих домах.

Сообщают  педиатру о разводе и дают ему/ей разрешение на общение с обоими родителями.

 

Лечение жестокого обращения с детьми напоминает нам о вмешательстве полиции, прокурора и врача. Однако лечение жестокого обращения с детьми со стороны родителей/медицины требует прямо противоположного: отсутствия правоохранительных органов и ненужных медицинских процедур (удаление из медицинской и судебной среды).

Родительское равноправие – это, по сути, новый способ защиты здоровья детей.

 

Использованная  литература

 

Bernet, W., von Boch-Galhau, W., Baker, A. J. and Morrison, S. L. 2010. Parental alienation, dsm-v, and icd-11. The American Journal of Family Therapy, 38 (2): 76-187.

Bruch, C. 2001. Parental Alienation Syndrome and Parental Alienation: Getting it wrong in child custody cases. Family Law Quarterly, 35 (3): 527-552.

Εfthimiou, K., Argalia, Ε., Kaskamba, E. and Makri, A. 2013. Οικονομική κρίση και ψυχική υγεία. Τι γνωρίζουμε για τη σημερινή κατάσταση στην Ελλάδα. Eγκέφαλος, 50: 22-30.

[Economic crisis and mental health. What is happening in Greece? Encephalos Journal, 50: 22-30]

Faller, K. 1998. The Parental Alienation Syndrome: What is it, and what data support it?. Child Maltreatment, 3 (2): 100-115.

Gardner, R. 1991. Legal and psychotherapeutic approaches to the three types of Parental Alienation Syndrome families. Court Review of American Judges Association, 28 (1):14-21.

Hilton, J. M. and Anderson, T. L. 2009. Characteristics of women with children who divorce in midlife compared to those who remain married. Journal of Divorce & Remarriage, 50 (5): 309-329.

Hess, G. D. 2004. Marriage and consumption insurance: What’s love got to do with it?. Journal of Political Economy, 112 (2): 290-318.

Kurz, D. 2013. For richer, for poorer: Mothers confront divorce. New York: Routledge.

Paravantis, I. 2014. Child custody statistics, judicial activity of the Athens Court of First Instance. Conference on Greek Family Law, Municipality of Athens, 30 June.

Peris, T. S. and Emery, R. E. 2005. Redefining the parent-child relationship following divorce: Examining the risk for boundary dissolution. Journal of Emotional Abuse, 5 (4): 169-189.

Shore, S. H. 2010. For better, for worse: Intrahousehold risk-sharing over the business cycle. The Review of Economics and Statistics, 92 (3): 536-548.

Spivack, C. 2020. The Smart Woman’s Guide to Property Law: Protect Your Assets when You Live with Someone, Marry, Divorce, and More. Lanham: Rowman & Littlefield Publishers.

Stevenson, B. and Wolfers, J. 2007. Marriage and divorce: Changes and their driving forces. Journal of Economic perspectives, 21 (2): 27-52.

Warshak, R.A. 2001. Current controversies regarding parental alienation syndrome. American Journal of Forensic Psychology, 19 (3): 29-60.

Zirogiannis, L. 2001. Evidentiary issues with Parental Alienation Syndrome. Family Court Review, 39 (3): 334-343.

 

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

ДОКТОР ВИЛЬФРИД ФОН БОХ-ГАЛЬХАУ. ОТЧУЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ: ФОРМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ И ЦЕЛЕВЫМИ РОДИТЕЛЯМИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТЧУЖДАЮЩИМ РОДИТЕЛЕМ ПРИЕМОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ В СЕМЕЙНЫХ ВОЙНАХ ЗА ДЕТЕЙ

КЛАВАР И РИВЛИН. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РОДИТЕЛЕЙ-ПРОГРАММИСТОВ

ДОКТОР ДЖЕНИФЕР ХАРМАН И ДР. ДИНАМИКА ВЛАСТИ ПРИ РОДИТЕЛЬСКОМ ОТЧУЖДЕНИИ

Комментариев нет:

Отправить комментарий