пятница, 23 сентября 2022 г.

ПРИМЕРЫ СУДЕБНЫХ ИСТОРИЙ ОБ ОТЧУЖДЕНИИ РОДИТЕЛЯ С ЮРИДИЧЕСКОГО ФОРУМА «ЗОНА ЗАКОНА»

 

Источник https://www.zonazakona.ru/forum/forum/53-roditelskie-prava/.

 

 В течение многих лет проблема родительского отчуждения в семейном праве обсуждается на конкретных случаях на юридическом форуме Зона Закона - https://www.zonazakona.ru/forum/forum/53-roditelskie-prava/.

В данной статье приводится краткий обзор некоторых  интересных тем, которые помогут читателю получить более или менее объективную картину состояния проблемы  отчуждения родителя в семейном праве России.

Все рассматриваемые случаи отчуждения родителя характеризуются высоким уровнем конфликта между бывшими супругами. Наиболее тяжелые случаи сопровождаются ложными обвинениями отчужденного родителя в насилии над ребенком, либо отчуждающим родителем, такие конфликты имеют иррациональный характер и неопределенную длительность с наиболее тяжелыми последствиями для детей и отчужденных родителей. 

Вот некоторые реальные судебные истории, связанные с отчуждением родителя.


 

1) История КИД с 2009 г.-  https://www.zonazakona.ru/forum/topic/41554-kak-sohranit-chelovecheskoe-lico-i-ne-poterjat-detej/

«В предыдущем браке у меня двое детей дочь – 14 лет и сын -11лет. Они проживают на нашей совместной площади с моей бывшей супругой и её мужем. Я проживаю в основном за городом с моей нынешней женой (у неё есть собственная однокомнатная квартира в Москве)».

Конфликт между бывшими супругами приобретал постепенно самые острые формы,  бывшая жена обвиняла автора темы в наличии психического расстройства, сексуальном насилии (сожительстве) над дочерью 14 лет и тещей, сын 11 лет стал жертвой «промывания мозгов», оскорблял отца, бросался на него с гантелями. Психолог,  доцент МГУ, проводивший обследование ребенка, признал у ребенка суицидальную настроенность, т.е. возможность суицида, что является основанием для психиатрического освидетельствования. Однако  суд посчитал этот факт  не опасным для здоровья и развития ребенка. В дальнейшем ситуация с психическим здоровьем ребенка ухудшилась, отношения полностью разрушены: «К сожалению, по сторонней информации, у него опухоль мозга»  (сообщение КИД от 14 марта  2019 г.). Нужно заметить, что злоба и ненависть БЖ к БМ за 10 лет после острой фазы конфликта никак не «рассосалась», что противоречит концепции «время лечит».

 

2) История отчуждения отца Алексей 123456 от двух сыновей https://www.zonazakona.ru/forum/topic/31441-bzh-ne-daet-obschatsya-s-detmi-bez-nee/ с 2008 г. по настоящее время.

«Прошло 11 лет с первого поста.  Детям сейчас 17 лет. Хочется написать выводы, которые я сделал за годы борьбы.  Мне кажется этот опыт будет полезен другим. Двух одинаковых ситуаций не бывает, но все же...

Год-полтора после суда и приставов в 2008-2009гг, как я уже писал, БЖ и дети со мной вообще не общались. (Да, суд и приставы - бесполезная затея). После череды унизительных разговоров с стиле извинения я был допущен к детям на прежних условиях.

Дети росли, но границы допусков это не расширяло. Казалось бы, парни 12-13 лет уже могут не просто свободно находится со своим отцом в любой части города, но и уехать куда то подальше на пару-тройку дней. Но, нет.... про прежнему весьма ограниченный круг возможностей в виде прогулок в парке на 1-2 часа. Не скажу, что это какие то особые ограничения с точки зрения БЖ - они и без меня придерживались "домашнего" образа жизни: на самолетах не летали, на поездах не ездили, за пределы города выбирались раз в год.  Неудачный в этом плане был у меня выбор жены, но, вроде бы, равные по закону права матери и отца должны были позволить мне показать парням второй образ жизни - мой.

Как обладатель второй семьи, я всеми силами старался привести детей к единому знаменателю, а именно проводить семейное время всем вместе (дети от первого брака, ребенок от второго, вторая жена), поскольку понимал, что гулять или ездить, например, в парк с каждой семьей по очереди крайне сложно.  БЖ восприняла такие предложения как обычно "Мы так не хотим, а если тебя не устраивает - не приходи".

К 15-16 годам моя одержимость добиться общения с детьми любой ценой стала проходить. Я начал признавать свое поражение и тщетность усилий. Я все больше видел в детях их мать и понимал, что уже мало могу повлиять на их воспитание. В редкие дни совместных встреч мы давали друг другу порцию вдохновения и надежды, что еще не все потеряно, но когда дети возвращались домой, их новые жизненные позиции жестко пресекались БЖ. Нестабильная детская психика принимала то мою, то ее сторону в моменты наших с ними встреч, и БЖ решала это просто - запрет на встречи.

К 17 годам я получил дерзость в общении от детей в свою сторону и...... весь ограниченный набор фраз БЖ, но теперь уже устами детей. Общение прервано на неопределенный срок. Дети поступили в колледж, 1 курс. 

Была цель: показать детям мир своими глазами, воспитать их так, как считал правильным. Дать им тот опыт, к которому пришел сам через пробы и ошибки. Решить физическую проблему, т.к. один ребенок инвалид 3гр.

Результат: В воспитании участвовал несущественно. В медицине получилось помочь ограниченно в размере допуска БЖ.  По большей части это просто мои биологические дети.

Вывод: Иногда нужно смириться с тем, как получилось. Не долбиться об стену, а строить свой мир с теми, с кем получается.

Я не знаю, законы в этом наши винить или войну, которая лишила наших родителей отцов и дальше пошла цепная реакция воспитаний, но если бы вернуться 11 лет назад, я бы сделал акцент на новые отношения и участие в жизни детей первой семьи по возможности и без фанатизма. Не семейный кодекс у нас закон, а слово БЖ!  Из этого и надо исходить в построении стратегии жизни.  

           

Что будет дальше я примерно представляю. Когда пройдет период дерзости, мы начнем общаться заново. Уже как взрослые люди. Мы будем делать это чаще и более свободно. Я буду помогать им встать на ноги.  Возможно. По крайней мере мне так кажется....»    

 

«БЖ и дети снова стали общаться после прекращения в  2019м году. Причин возврата к диалогу со стороны БЖ я не знаю.

Текущее общение - это просто поддержка контактов. Вроде у них есть отец, а у меня дети.  Мы иногда видимся у них дома по каким то формальным поводам. Если БЖ рядом нет, то разговор может даже сложится. Мы нашли пару общих тем.  Но обычно, БЖ рядом и диалог не клеится. По моим ощущениям, за последние 10 лет ничего в общении не поменялось. Дети выросли физически, но не стали свободнее и самостоятельнее, а все в тех же тисках "заботы".

За годы санкций БЖ у всех сложилась своя жизнь, привычная всем. Мое присутствие в жизни детей вызывает дискомфорт(поначалу, потом втягиваются), как и мне, честно сказать, не сильно хочется туда ходить. Я хотел бы включить взрослых детей в свою семью, но от этой мысли у БЖ начинает подбородок трястись. Дети, глядя на нее, тоже не хотят. Она по прежнему оказывает полное влияние на почти выпускников колледжа во всем - что сказать, что одеть, с кем общаться.

Когда нибудь скоро им придется пойти на работу. Может быть финансовая независимость и рабочий коллектив помогут им оторваться от гиперопеки. Однако, думаю, это будет сделать очень сложно».

 

3) История попытки бабушки со стороны отца  реализовать свое право общения с родной внучкой, проживающей с конфликтной матерью с 2016 г. - https://www.zonazakona.ru/forum/topic/133279-babushka-roditeli-rebenok/,

«Сейчас мне звонок с телефона БН (бывшей невестки) и внучка четким и в то же время ласковым голосочком мне сказала, что не любит меня и не хочет ко мне ходить, потому что я её выгоняла и обижала.). Я ей сказала, что я люблю её и не обижаюсь на неё, что она так говорит, что никогда не выгоняла и не буду выгонять, что она самый дорогой человек для меня. Минуты 2 я ей твердила, что люблю её и папа любит и мы будем всегда её любить, она только твердила, что не любит меня и чтобы я её не любила. Потом она мне сказала: "Пока, Зина" и попрощались мы с ней».

            Конфликт между БЖ и БМ (вместе с его матерью) имел острую форму, сопровождался  обвинениями со стороны БЖ в недостойном поведении отца девочки, при попытках бабушки навестить внучку по решению суда сопровождался физическим насилием БЖ по отношению к бабушке. Очень интересным с точки зрения понимания (или непонимания) проблемы родительского отчуждения является диалог бабушки с психологом, проводившим судебную экспертизу ребенка:

«Беседа была минут 15, не больше. Он сказал, что экспертиза у нас хорошая, аж на 10 листах.. На вопрос, почему он не отразил того, о чём он говорил мне в личной беседе, что мать настраивает ребёнка, он ответил, что отметил в выводах, что ребёнок, в силу своего возраста, не может формировать своего мнения, а большего он не может написать. Мол, в психологии нет такого понятия психологическое давление. Ещё сказал, что мать, препятствуя отцу и мне общаться с ребёнком, таким образом защищает ребёнка от опасности. На мой вопрос: - какой опасности?, ответил в таком роде, это  идёт аж из древних веков от пещерных человеков, мать всегда защищала дитёныша и бла-бла. Я предложила ему примерять такую ситуацию на себя, когда от него будут защищать его ребёнка, он обиделся, что я тыкаю ему его молодостью.

Я попросила совета, как мне себя вести с внучкой и ваще в этой ситуации и он посоветовал открыть счёт на имя ребёнка. Но до достижения ребёнком 12-летнего возраста ребёнок этого оценить не сможет. И вообще он считает, что это не психологическая задача, а юридическая и советовал идти со всем этим в суд. Вот такой психолог проводил экспертизу».

В конечном счете решение суда по общению бабушки с внучкой исполнить оказалось невозможно, этому посвящена тема https://www.zonazakona.ru/forum/topic/130163-opyat-v-sud-rano-radovalis/:

 

«Толку то от этого выигрыша всё равно нет. Если они не будут давать ребёнка, я же не буду с ними драться. 

В последний раз попыталась взять внучку по графику, договорилась с помощью смс, что мне дадут внучку. Пришла к условленному часу на 15 мин. раньше. Написала смс, что я у дверей, она ответила: "Через 15 мин, ровно в 17-00. Я жду. Слышу выходят (у них на 4 квартиры общий коридор). Подошла к дверям, они вышли втроём, внучка отрапортовала, что не любит, не пойдёт ко мне, я успела тока сказать, что всё равно люблю и буду скучать, бн ударила меня по голове и толкнула в бок и они зашли к себе, а осталась в недоумении: что это было?)))

Взяла сегодня исполнительный лист. Там написано "обязать ФИО передавать ФИО для общения несовершеннолетнего ребёнка в следующие сроки и на период:". Это правильный лист? Опять же говорю, даже если и правильный без желания матери не смогу я ничего сделать. Как пробиться к ней? Достучаться как?»

 

4) Аналогичная проблема общения бабушки со стороны отца ребенка с внучкой, все проживают в Германии – https://www.zonazakona.ru/forum/topic/147950-babushki-iz-germanii/?tab=comments#comment-1974967

«Невестка и ее мать очень властные, семья из Казахстана (немцы) Мы из России.

В суде сказали— решайте сами этот вопрос с матерью.  Захочет— даст. Передаю подарки через сына, но внучка даже спасибо не скажет; но подарки с собой забирает и видно что очень нравяться.  Когда сын с ней говорит о нас, что любим ее, скучаем, она убегает или прячется под стол (7 лет).  И молчит.  О себе ничего не рассказывает, мама не разрешает».

 

5) История борьбы за общение с дочерью 6 лет отца Tatik c 2015 г. (отдельные посты в теме «Дискриминация мужчин»- https://www.zonazakona.ru/forum/topic/125011-diskriminatsiya-muzhchin/).

            «Был со старшей дочерью в садике. Дочь при виде нас съежилась, опустила голову. Попытались позвать, не пошла. Думал получится поговорить, поиграть с детьми и дочь может успокоится, подойдет. Но... Хотели раскрасить с детьми в группе газету по утреннику воспитатель воспротивилась. Хотели побыть вместе с детьми на улице, на площадке, поиграть, воспитатель была против. Пришлось уйти.

А мне надо молчать. Главное Дочь! Хоть побыть с ней рядом, чуть прикоснутся... Пристав помалкивала, была на стороне БЖ. Дочь, так и не обнял, не прижал. Дочь которая всегда раньше до марта 2015 г. бежала мне навстречу. Дочь у которой со старшей всегда были "обнимашки". Другой ребенок. Вытравили открытость, уверенность, собственное мнение.

Мне в суде сказали:"За все время я первый такой ненормальный. Родители приходили, потом настоящие отцы как-то налаживали отношения". Вопрос- Как они налаживали отношения, какая статистика дальнейшего развития событий? Остался без ответа.

Да, мне советовали настоящие мужики - "да брось ты с дурой связываться, плюнь на все. Пойдем лучше посидим". Может и от этого тоже много пьют, без веры в справедливость, в себя, в своё будущее?

В начале возникновения проблемы я прошел по "специалистам", у них имеются дипломы, реальный опыт, должностная ставка, оплата, в надежде найти выход. Никакой реальной помощи не получил. "Специалисты", которых я встретил, явно не дотягивают до решения проблемы, у них нет даже желание её решать.

В настоящее время на меня подано заявление о лишении родительских прав, на основании заключения общественной организации "Верба" о моем негативном воздействии на дочь. Нежелании ребенка общаться со мной в виду негативного опыта по общению со мной. Был два раза на утреннике, один раз не в свой день отдал подарок в присутствии руководства садика. Дочь не разговаривает, головы не поднимает, ладошками закрывает уши.

В настоящее время на меня, ребенка, БЖ подано заявление о прохождение психологической экспертизы. Цель БЖ засвидетельствовать негативный настрой ребенка.

Сейчас БЖ, с Бтещей,  изменила тактику. Ребенку внушили отторжение, неприятие отца, сестер. О чем говорил ВМР. Это здорово меня выбило. Пишут в ответах БЖ не препятствует, ребенок не хочет, имеет право решать. Подключили опеку, по правам ребенка. Ребенок прячется, ко мне не идет, что те и фиксируют».

ИТОГ. Судебное решение от июня 2018 г.: «Общение Tatik с дочерью негативно отражается на ее физическом и психическом здоровье, нравственном развитии, поскольку осуществляемое им в отношении дочери психическое насилие, выраженное в периодическом психическом отрицательном воздействии на ребенка при личных встречах, не соответствует интересам ребенка, подрывает его здоровье.  Tatik следует ограничить в общении с дочерью  до достижении ребенком 10 летнего возраста».

           

            6) Позитивная история борьбы отца reki за общение с дочерью 2009-2010 гг. с хэппи-эндом  -  https://www.zonazakona.ru/forum/topic/53803-bzh-skryivaetsya-s-rebyonkom-podskazhite-poryadok-deystviy/.

«1. развод, суд не определил с кем остаётся ребёнок 4-х лет

2. БЖ снята с регистрации из жилплощади родителей БМ и в настоящий момент, предположительно, живёт без законной регистрации, имея в паспорте штамп о предыдущей, ставить отметку о снятии она не являлась.

3. Ребёной зарегистрирован на одной жилплощади с БМ

4. БЖ был подан иск об алиментах, алименты платятся без задержек по исполнительному листу.

5. Несмотря на письменной несогласие на выезд, поданное в ФПС ФСБ РФ, ОВД по месту жительства и ФМС, БЖ каким-то образом вывозила ребёнка за пределы РФ этим летом.

6. БЖ скрывает место своего проживания и место проживания ребёнка, ООиП и отдел по делам несовершеннолетних в курсе ситуации, также, в курсе этих проблем участковый.

7. БЖ, вернувшись из заграницы, посещает детский сад и забирает документы ребёнка, якобы в другой детский сад в Москве, в какой именно не сообщает, Зав. дет садом в курсе ситуации и вместе с БМ готовила "операцию" по примирению, поэтому уход ребёнка из дет. сада был для всех полной неожиданностью.

8. После этих событий, 23 октября БМ подаёт иск в суд об установлении времени общения, указав для ответчицы последнее, известное ему место регистрации БЖ, дату рассмотрения суд ещё не назначил.

9. По данному иску ВСЕ заинтересованные организации выступают на стороне БМ.

Теперь ВОПРОС - что делать в такой ситуации, если нет никакого контакта с БЖ? Мобильный телефон она сменила, адрес неизвестен».

«Вопрос моего общения с дочерью полностью и благополучно решён, встретил новый год с дочей и провели вместе все праздники неразлучно.

Долго думал, какие выводы или советы могу теперь дать родителям в схожих ситуациях и ничего не придумал, повторюсь лишь, что ни одна государственная структура, включая суд, ни на миллиметр не смогли изменить ситуацию.

Папы и мамы, самое важное, на мой взгляд, что я обязан всем сообщить, это то, что наши дети и в долгой беспросветной разлуке нас помнят и любят, сильно скучают, всегда имейте это в виду, я очень боялся, что за полтора года разлуки дочь меня забудет или будет сторониться, но реальность оказалась такова, что она скучала по мне едва ли не сильнее, чем я по ней. Доча запрыгнула мне на руки и чуть не задушила в объятиях своих маленьких ручек в первую же секунду встречи. Ощущение, когда одновременно на куски рвётся сердце и невозможно дышать от переполняющей радости я буду помнить до конца дней. Вот».

«Всё, что я делал, это искал, ждал, надеялся, верил, что обязательно найду и всё будет хорошо. В определённый момент, по телефону, удалось обнаружить бывшую супругу и уговорить её не бросать трубку, через минуту она позвала к телефону дочь и мы проговорили первые 15 минут, с этого момента всё и решилось. Меня удручает то, что я не могу никому дать рецепта, что и в какой последовательности делать, чтобы решить проблемы общения с детьми. Думаю, мне помог Николай Угодник, я почти уверен в этом, хотя и не смог бы назвать себя истинным христианином. Ещё, как мне кажется, при решении подобных вопросов необходимо проявлять максимальное терпение, уважение к поступкам и поведению своих бывших супруг или супругов, поступки как семена, что мы сеем, то и вырастает, сеем негатив - он и вырастет, сеем любовь и добро - оно обязательно расцветёт. Вот».

«Вот хронология всей истории:

«развод - осень - зима 2009/2010

начало скрывания с ребёнком - 26 мая 2009

1-й вывоз за границу - июль 2009

суд по порядку общения (местонахождение бывшей супруги неизвестно, рассматривалось в её отсутствие)- осень(или начало зимы) 2009

обнаружение дет сада в Москве, который посещала дочь - февраль 2010

суд по продлению срока подачи кассации(визуальный контакт с бывшей супругой) - апрель 2010

рассмотрение кассации в мособлсуде(бывшая супруга не явилась) - май/июнь 2010

2-й вывоз за границу - апрель 2010

обнаружение и начало общения - ноябрь 2010

встреча - 31 декабря 2010»

 

7) Продолжающаяся тема о борьбе отца Sin_city за общение со своей дочерью 10 лет с 2019 г. по настоящее время - https://www.zonazakona.ru/forum/topic/138495-kak-vosstanovit-otnoshenija-s-rebenkom/

«Жил в ребенком и женой до 4-х лет. Далее жена бортонула. Вообще выяснилось, что я ребенку никто, так как не записан в отцы в свидетельство.

Подал в суд. Выиграл суд, признали отцом.

Переписал свидетельство. Приехал в город, где они живут. Обратился в органы опеки. Вызвали "маму". Начал общаться на предмет того как теперь "общаться". Неадекват.

Жил за границей (в Европе). Ну и что делать то.... потусил в городе, уехал к себе.

Теперь переехал из Европы в Россию. Снял шикарную квартиру на соседней улице. Б/ж неадекват,  бьется в истерике. Доводит ребенка до истерики. ребенок не хочет общаться, его мать запугала».

Органы опеки еще год назад сказали "что с ней нельзя договориться".

Постепенно проблема дошла до  судебной психологической экспертизы. Экспертиза проводилась в 2022 г. и дала весьма любопытные и противоречивые выводы по имеющейся проблеме отчуждения ребенка от отца.

Вопрос эксперту. Имеются ли признаки психологического индуцирования Ребенка со стороны Матери?

Ответ: Да, при проведении настоящей экспертизы обнаруживаются признаки психологического индуцирования н.л. ребенка со стороны матери.

Вопрос эксперту. Имеются ли признаки формирования матерью у дочери негативного образа отца?

Ответ: Да, при проведении настоящей экспертизы обнаруживаются признаки формирования матерью у дочери негативного образа отца.

Вопрос эксперту: Может ли причинить совместное проживание отца с ребенком без присутствия матери вред психологическому, нравственному развитию ребенка?

Ответ: В настоящий период, на фоне отсутствия у несовершеннолетней подэкспертной позитивного отношения к отцу, имеющейся враждебности в его отношении, недоверия к его фигуре, а также, с учетом того, что отец несовершеннолетней не обладает необходимыми навыками, умениями, компетенциями в воспитании ребёнка, проживание н.л. ребенка с отцом, без присутствия матери может нанести вред психологическому, нравственному, социальному и когнитивному развитию ребенка.

Выводы: В сложившихся условиях высококонфликтного взаимодействия всех подэкспертных лиц, для наиболее продуктивного (конструктивного) разрешения ситуации, в целях минимизации деструктивного влияния на психику несовершеннолетней, целесообразно предусмотреть адаптационный период в общении отца и дочки. Наиболее оптимальным вариантом в сложившихся условиях является общение дочки и отца в рамках коррекционной программы по восстановлению (формированию) детско- родительских отношений, где взаимодействие сторон должно проходить в обязательном присутствии специалиста-психолога, без присутствия матери.

Вместе с тем, до начала коррекционной программы по восстановлению (формированию) детско-родительских отношений, отцу необходимо пройти курс обучения по формированию / повышению родительских компетенций и психолого-педагогических знаний. Адаптационный период в настоящих обстоятельствах, с учетом отсутствия привязанности несовершеннолетней к персоне отца, ее негативного отношения к нему, не может быть меньше одного года».

Критика данного психологического заключения приводится в теме. Решение суда принято на основании вышеуказанного заключения эксперта. Борьба Sin_city за освобождение своей дочери от психического насилия со стороны матери продолжается.

 

8) Любопытная тема https://www.zonazakona.ru/forum/topic/157815-otkaz-ot-prohozhdenija-kompleksnoj-sudebnoj-psihologo-psihiatricheskoj-jekspertizy/ 2022 г. посвящена выяснению вопроса последствий отказа от прохождения судебной психолого-психиатрической экспертизы для отчуждающей ребенка 14 лет матери (вероятно, в течение многих лет) от отца. Скорее всего автором темы и является мать ребенка.

«БЖ на суде не присутствовала, ее представитель не пояснила суду ее позицию о том, что она категорически против проведения настоящей экспертизы, наоборот, помогала корректировать вопросы. Сейчас ждем определение и намерены подать на него частную жалобу.

Сыну 14 лет и он категорически отказывается ехать в другой город (6 часов  езды) проходить эту экспертизу, да и с отцом он не намерен встречаться. Сына на суде перед назначением экспертизы не допрашивали.

Естественно, вопросы затрагивают и психическое состояние родителей (на учете в ПНД и НКО никто из родителей не состоит).

Вопрос заключается в следующем: Каковы могут быть последствия для БЖ и ребенка в случае отказа от прохождения данной экспертизы, даже если частная жалоба не будет удовлетворена. То есть если просто не поехать?»

            В теме было выяснено, что матери ребенка известно о нанесении вреда ребенку  (его психической травматизации) путем многолетней индукции негативного отношения к отцу, однако эти знания нисколько не изменили решение матери продолжать максимально изолировать ребенка от отца. Об интересах ребенка иметь обоих родителей, естественно, речи не идет, т.к. он «с отцом он не намерен встречаться», что соответствует интересам матери.

 

9) Наиболее тяжелая ситуация возникает для отчуждаемого родителя, когда второй  из родителей увозит детей в другую страну. Часто неразрешимая  юридически. Вот, например, проблема гражданина США, бывшая жена которого увезла ребенка в Москву и демонстрирует  тяжелую форму  отчуждающего поведения - https://www.zonazakona.ru/forum/topic/155077-mama-nashego-rebyonka-objazana-govorit-so-mnoj-pro-syna/ (тема 2022 г.). Вот еще подобная история - https://www.zonazakona.ru/forum/topic/128313-vernut-rebenka-na-rodinu/

 

 СТАТЬИ ПО ТЕМЕ


КАК ЖИВУТ РОДИТЕЛИ, "БРОШЕННЫЕ" СВОИМИ ДЕТЬМИ

АДВОКАТ ЕВГЕНИЙ ТАРАСОВ О НАЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ СУДЕБНЫХ СПОРОВ О ДЕТЯХ

ПРИМЕР СУДЕБНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ДЕЛУ ОБ ОТЧУЖДЕНИИ РОДИТЕЛЯ С ТИПИЧНЫМИ ОШИБКАМИ

ОБЗОР  ПРОБЛЕМЫ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТЧУЖДЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЮРИСДИКЦИЯХ НА 2021  ГОД

АДВОКАТ ВИКТОР СПЕСИВОВ О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ, СВЯЗАННЫМ С ОТЧУЖДЕНИЕМ РОДИТЕЛЯ

ДОКТОР РИЧАРД ВАРШАК. 10 ЗАБЛУЖДЕНИЙ ОБ ОТЧУЖДЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ У СУДЕЙ  И ТЕРАПЕВТОВ

ДОКТОР СТИВЕН МИЛЛЕР. СУЕВЕРИЯ И ЗАБЛУЖДЕНИЯ ПРИ ДИАГНОСТИКЕ И ЛЕЧЕНИИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТЧУЖДЕНИЯ

Комментариев нет:

Отправить комментарий